Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления Новобурасского МР
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» (далее — ФЗ № 131-ФЗ) муниципальные
правовые акты могут быть отменены или
их действие может быть приостановлено:
-
органами местного
самоуправления и должностными лицами
местного самоуправления, принявшими
(издавшими) соответствующий муниципальный
правовой акт;
-
судом;
-
уполномоченным органом государственной
власти РФ (уполномоченным органом
государственной власти субъекта РФ) в
части, регулирующей осуществление
органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий,
переданных им федеральными законами
и законами субъектов РФ.
В первую очередь у граждан есть
конституционное право обращаться лично,
а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в органы местного
самоуправления (ст. 33 Конституции РФ),
в том числе по вопросам, связанным с
принятием муниципального правового
акта. При этом не имеет значения, о
нормативном правовом акте идет речь
или об индивидуально-правовом. Более
того, согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ
органы местного самоуправления, их
должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы,
если иное не предусмотрено законом.
Вторым способом защиты интересов
граждан и организаций является
оспаривание муниципальных правовых
актов в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции
РФ решения и действия (или
бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд.
Так, в случае если ответ, касающийся
муниципального правового акта,
не устраивает гражданина, он вправе
обратиться в суд. При этом гражданин
вправе обращаться в суд для оспаривания
муниципального правового акта, минуя
предварительное обращение в органы
местного самоуправления, поскольку
законодательство не содержит
требования об обращении в органы
местного самоуправления в качестве
обязательной досудебной стадии (ч. 2 ст.
247 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г.).
Об этом же говорится в ч. 1 ст. 254
Гражданского процессуального кодекса РФ:
гражданин, организация вправе обратиться
непосредственно в суд или в вышестоящий
в порядке подчиненности орган
государственной власти, орган местного
самоуправления, к должностному лицу,
государственному или муниципальному
служащему. Право выбора способа защиты
нарушенных интересов принадлежит самому
гражданину или организации.
Заявление подается в суд по подсудности,
установленной статьями 24 (гражданские
дела подсудные районному суду), 26
(гражданские дела, подсудные верховному
суду республики, краевому, областному
суду, суду города федерального значения,
суду автономной области и суду автономного
округа) 27 (гражданские дела, подсудные
Верховному Суду Российской Федерации)
Гражданского процессуального кодекса
РФ. Заявление может быть подано гражданином
в суд по месту его жительства или по
месту нахождения органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного
или муниципального служащего, решение,
действие (бездействие) которых
оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию)
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, должностных
лиц, государственных или муниципальных
служащих, оспариваемым в порядке
гражданского судопроизводства, относятся
коллегиальные и единоличные решения
и действия (бездействие), в результате
которых:
-
нарушены права и
свободы гражданина;
-
созданы препятствия
к осуществлению гражданином его прав
и свобод;
-
на гражданина незаконно возложена
какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд
с заявлением в течение трех месяцев
со дня, когда ему стало известно
о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения
в суд с заявлением не является
для суда основанием для отказа в принятии
заявления. Причины пропуска срока
выясняются в предварительном судебном
заседании или судебном заседании и могут
являться основанием для отказа
в удовлетворении заявления.
Также, в соответствии со ст.
251 ГПК РФ гражданин, организация,
считающие, что принятым и опубликованным
в установленном порядке нормативным
правовым актом органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица нарушаются
их права и свободы, гарантированные
Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными
правовыми актами, а также прокурор
в пределах своей компетенции вправе
обратиться в суд с заявлением
о признании этого акта противоречащим
закону полностью или в части.
Кроме того, с заявлением о признании
нормативного правового акта противоречащим
закону полностью или в части в суд
вправе обратиться Президент Российской
Федерации, Правительство Российской
Федерации, законодательный (представительный)
орган субъекта Российской Федерации,
высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации, орган местного
самоуправления, глава муниципального
образования, считающие, что принятым
и опубликованным в установленном
порядке нормативным правовым актом
нарушена их компетенция.
Заявления об оспаривании нормативных
правовых актов подаются по подсудности,
установленной статьями 24, 26 и 27 Гражданского
процессуального кодекса. В районный
суд подаются заявления об оспаривании
нормативных правовых актов, не указанных
в статьях 26 и 27 Кодекса.
Заявление подается в районный суд
по месту нахождения органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица,
принявших нормативный правовой акт.
Заявление об оспаривании нормативного
правового акта должно соответствовать
требованиям, предусмотренным статьей
131 Гражданского процессуального кодекса,
и содержать дополнительно данные
о наименовании органа государственной
власти, органа местного самоуправления
или должностного лица, принявших
оспариваемый нормативный правовой акт,
о его наименовании и дате принятия;
указание, какие права и свободы
гражданина или неопределенного круга
лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании
нормативного правового акта приобщается
копия оспариваемого нормативного
правового акта или его части с указанием,
каким средством массовой информации
и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании
нормативного правового акта в суд
не приостанавливает действие
оспариваемого нормативного правового
акта.
Судья отказывает в принятии
заявления, если имеется вступившее
в законную силу решение суда, которым
проверена законность оспариваемого
нормативного правового акта органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица,
по основаниям, указанным в заявлении.
Анализ законодательства позволяет
сделать вывод о том, что вопросы
оспаривания актов органов местного
самоуправления подведомственны не только
судам общей юрисдикции (районным судам),
но в некоторых случаях арбитражным
и уставным (конституционным) судам
субъектов РФ.
Так, согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ федеральным
конституционным законом и федеральным
законом к ведению арбитражных судов
могут быть отнесены в том числе дела,
связанные с публичными правоотношениями.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ от 24 июля
2002 г. к ведению арбитражных судов
относятся дела:
-
об оспаривании
нормативных правовых актов, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, если
федеральным законом их рассмотрение
отнесено к компетенции арбитражного
суда;
-
об оспаривании ненормативных
правовых актов органов государственной
власти РФ, органов государственной
власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, решений и действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов и должностных лиц, затрагивающих
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Таким образом, основными критериями
отнесения дел, возникающих из публичных
правоотношений, к ведению арбитражных
судов являются следующие:
-
такие правоотношения
должны иметь место в предпринимательской
и иной экономической деятельности;
-
данные дела должны относиться к
компетенции арбитражных судов в силу
прямого предписания федерального
закона.
Порядок рассмотрения дел в арбитражном
суде об оспаривании нормативных
правовых актом, а также об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц
регламентирован главами 24 и 25 Арбитражного
процессуального кодекса РФ.
И последнее, согласно ч. 2 ст.
19 ФЗ № 131-ФЗ наделение органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями РФ
осуществляется федеральными законами
и законами субъектов РФ, отдельными
государственными полномочиями субъектов
РФ — законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ
№ 131-ФЗ по вопросам осуществления
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов РФ, могут приниматься
муниципальные правовые акты на основании
и во исполнение положений,
установленных соответствующими
федеральными законами и (или) законами
субъектов РФ.
Статья 48 ФЗ № 131-ФЗ предусматривает
возможность отмены и приостановления
муниципальных правовых актов органов
местного самоуправления как уполномоченным
государственным органом РФ, так
и уполномоченным государственным
органом субъекта РФ, в отношении
переданных ими государственных
полномочий. При этом законодательством
не предусмотрены условия и основания
подобных действий.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ № 131-ФЗ
органы государственной власти осуществляют
контроль за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, а также
за использованием предоставленных
на эти цели материальных ресурсов
и финансовых средств. В случае
выявления нарушений требований законов
по вопросам осуществления органами
местного самоуправления или должностными
лицами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий уполномоченные
государственные органы вправе давать
письменные предписания по устранению
таких нарушений, обязательные для
исполнения органами местного самоуправления
и должностными лицами местного
самоуправления. Указанные предписания
могут быть обжалованы в судебном
порядке (ч. 3 ст. 21 ФЗ № 131-ФЗ).
_________________________________
Гражданский
процессуальный кодекс Российской
Федерации
Глава 25. Производство
по делам об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих
Статья 254.
Подача заявления об оспаривании решения,
действия (бездействия) органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального
служащего
1. Гражданин, организация
вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного
или муниципального служащего, если
считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться
непосредственно в суд или в вышестоящий
в порядке подчиненности орган
государственной власти, орган местного
самоуправления, к должностному лицу,
государственному или муниципальному
служащему.
2. Заявление подается в
суд по подсудности, установленной
статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Заявление может быть подано гражданином
в суд по месту его жительства или по
месту нахождения органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного
или муниципального служащего, решение,
действие (бездействие) которых
оспариваются.
Отказ в разрешении
на выезд из Российской Федерации в связи
с тем, что заявитель осведомлен о
сведениях, составляющих государственную
тайну, оспаривается в соответствующем
верховном суде республики, краевом,
областном суде, суде города федерального
значения, суде автономной области, суде
автономного округа по месту принятия
решения об оставлении просьбы о выезде
без удовлетворения.
3. Заявление
военнослужащего, оспаривающего решение,
действие (бездействие) органа военного
управления или командира (начальника)
воинской части, подается в военный
суд.
4. Суд вправе приостановить
действие оспариваемого решения до
вступления в законную силу решения
суда.
Статья 255. Решения, действия
(бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных или
муниципальных служащих, подлежащие
оспариванию в порядке гражданского
судопроизводства
К решениям,
действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных
служащих, оспариваемым в порядке
гражданского судопроизводства, относятся
коллегиальные и единоличные решения и
действия (бездействие), в результате
которых:
нарушены права и свободы
гражданина;
созданы препятствия к
осуществлению гражданином его прав и
свобод;
на гражданина незаконно
возложена какая-либо обязанность или
он незаконно привлечен к
ответственности.
Статья 256. Срок
обращения с заявлением в суд
1.
Гражданин вправе обратиться в суд с
заявлением в течение трех месяцев со
дня, когда ему стало известно о нарушении
его прав и свобод.
2. Пропуск
трехмесячного срока обращения в суд с
заявлением не является для суда основанием
для отказа в принятии заявления. Причины
пропуска срока выясняются в предварительном
судебном заседании или судебном заседании
и могут являться основанием для отказа
в удовлетворении заявления.
Статья
257. Рассмотрение заявления об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица,
государственного и муниципального
служащего
1. Заявление рассматривается
судом в течение десяти дней, а Верховным
Судом Российской Федерации - в течение
двух месяцев с участием гражданина,
руководителя или представителя органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального
служащего, решения, действия (бездействие)
которых оспариваются.
2. Неявка в
судебное заседание кого-либо из указанных
в части первой настоящей статьи лиц,
надлежащим образом извещенных о времени
и месте судебного заседания, не является
препятствием к рассмотрению
заявления.
Статья 258. Решение суда
и его реализация
1. Суд, признав
заявление обоснованным, принимает
решение об обязанности соответствующего
органа государственной власти, органа
местного самоуправления, должностного
лица, государственного или муниципального
служащего устранить в полном объеме
допущенное нарушение прав и свобод
гражданина или препятствие к осуществлению
гражданином его прав и свобод.
2.
Решение суда направляется для устранения
допущенного нарушения закона руководителю
органа государственной власти, органа
местного самоуправления, должностному
лицу, государственному или муниципальному
служащему, решения, действия (бездействие)
которых были оспорены, либо в вышестоящий
в порядке подчиненности орган, должностному
лицу, государственному или муниципальному
служащему в течение трех дней со дня
вступления решения суда в законную
силу.
3. В суд и гражданину должно
быть сообщено об исполнении решения
суда не позднее чем в течение месяца со
дня получения решения. Решение исполняется
по правилам, указанным в части второй
статьи 206 настоящего Кодекса.
4. Суд
отказывает в удовлетворении заявления,
если установит, что оспариваемое решение
или действие принято либо совершено в
соответствии с законом в пределах
полномочий органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного
или муниципального служащего и права
либо свободы гражданина не были
нарушены.
Федеральный
закон Российской Федерации от 28 июня
2009 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в
Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации"
Опубликовано
1 июля 2009 г.
Принят Государственной
Думой 9 июня 2009 года
Одобрен Советом
Федерации 17 июня 2009 года
Внести
в Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2002, N 46, ст. 4532) следующие изменения:
1)
часть первую статьи 154 после слов
"заявления в суд" дополнить
словами
", если иные сроки
рассмотрения и разрешения дел не
установлены настоящим Кодексом";
2)
в части второй статьи 252 слова
"рассматривается в течение месяца"
заменить словами "рассматривается
судом в течение месяца, а Верховным
Судом Российской Федерации - в течение
трех месяцев";
3) часть первую
статьи 257 после слов "в течение десяти
дней" дополнить словами ", а Верховным
Судом Российской Федерации - в течение
двух месяцев".
Арбитражный
процессуальный кодекс Российской
Федерации
Глава 24. Рассмотрение
дел об оспаривании ненормативных
правовых актов, решений и действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц
Статья
197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц
1. Дела
об оспаривании затрагивающих права и
законные интересы лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, в том числе судебных
приставов-исполнителей, рассматриваются
арбитражным судом по общим правилам
искового производства, предусмотренным
настоящим Кодексом, с особенностями,
установленными в настоящей главе.
2.
Производство по делам об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц возбуждается
на основании заявления заинтересованного
лица, обратившегося в арбитражный суд
с требованием о признании недействительными
ненормативных правовых актов или о
признании незаконными решений и действий
(бездействия) указанных органов и
лиц.
Статья 198. Право на обращение в
арбитражный суд с заявлением о признании
ненормативных правовых актов
недействительными, решений и действий
(бездействия) незаконными
1. Граждане,
организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании
недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и
действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц, если
полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы
в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
2. Прокурор, а также
государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если они полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой
акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают
права и законные интересы граждан,
организаций, иных лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают
иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
3. Заявления о признании
ненормативных правовых актов
недействительными, решений и действий
(бездействия) незаконными рассматриваются
в арбитражном суде, если их рассмотрение
в соответствии с федеральным законом
не отнесено к компетенции других
судов.
4. Заявление может быть подано
в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня, когда гражданину, организации
стало известно о нарушении их прав и
законных интересов, если иное не
установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине
срок подачи заявления может быть
восстановлен судом.
Статья 199.
Требования к заявлению о признании
ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий
(бездействия) незаконными
1. Заявление
о признании ненормативного правового
акта недействительным, решений и действий
(бездействия) незаконнымидолжно
соответствовать требованиям,
предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2
и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего
Кодекса.
В заявлении должны быть
также указаны:
1) наименование органа
или лица, которые приняли оспариваемый
акт, решение, совершили оспариваемые
действия (бездействие);
2) название,
номер, дата принятия оспариваемого
акта, решения, время совершения
действий;
3) права и законные интересы,
которые, по мнению заявителя, нарушаются
оспариваемым актом, решением и действием
(бездействием);
4) законы и иные
нормативные правовые акты, которым, по
мнению заявителя, не соответствуют
оспариваемый акт, решение и действие
(бездействие);
5) требование заявителя
о признании ненормативного правового
акта недействительным, решений и действий
(бездействия) незаконными.
В заявлении
об оспаривании решений и действий
(бездействия) должностного лица службы
судебных приставов должны быть также
указаны сведения об исполнительном
документе, в связи с исполнением которого
оспариваются решения и действия
(бездействие) указанного должностного
лица.
2. К заявлению прилагаются
документы, указанные в статье 126 настоящего
Кодекса, а также текст оспариваемого
акта, решения.
К заявлению об
оспаривании решений и действий
(бездействия) должностного лица службы
судебных приставов прилагаются, кроме
того, уведомление о вручении или иные
документы, подтверждающие направление
копии заявления и необходимых доказательств
указанному должностному лицу и другой
стороне исполнительного производства.
3.
По ходатайству заявителя арбитражный
суд может приостановить действие
оспариваемого акта, решения.
Статья
200. Судебное разбирательство по делам
об оспаривании ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц
1. Дела об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц
рассматриваются судьей единолично в
срок, не превышающий двух месяцев со
дня поступления соответствующего
заявления в арбитражный суд, включая
срок на подготовку дела к судебному
разбирательству и принятие решения по
делу, если иной срок не установлен
федеральным законом.
Дела об
оспаривании решений и действий
(бездействия) должностного лиц2а службы
судебных приставов рассматриваются в
срок, не превышающий десяти дней со дня
поступления заявления в арбитражный
суд, включая срок на подготовку дела к
судебному разбирательству и принятие
решения по делу.
2. Арбитражный суд
извещает о времени и месте судебного
заседания заявителя, а также орган или
должностное лицо, которые приняли
оспариваемый акт, решение или совершили
оспариваемые действия (бездействие), и
иных заинтересованных лиц. Неявка
указанных лиц, извещенных надлежащим
образом о времени и месте судебного
заседания, не является препятствием
для рассмотрения дела, если суд не
признал их явку обязательной.
3.
Арбитражный суд может признать
обязательной явку в судебное заседание
представителей государственных органов,
органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, принявших
оспариваемый акт, решение или совершивших
оспариваемые действия (бездействие), и
вызвать их в судебное заседание. Неявка
указанных лиц, извещенных надлежащим
образом о времени и месте судебного
заседания, является основанием для
наложения штрафа в порядке и в размерах,
которые установлены в главе 11 настоящего
Кодекса.
4. При рассмотрении дел об
оспаривании ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц арбитражный суд в
судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных
положений, оспариваемых решений и
действий (бездействия) и устанавливает
их соответствие закону или иному
нормативному правовому акту, устанавливает
наличие полномочий у органа или лица,
которые приняли оспариваемый акт,
решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), а также
устанавливает, нарушают ли оспариваемый
акт, решение и действия (бездействие)
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
5.
Обязанность доказывания соответствия
оспариваемого ненормативного правового
акта закону или иному нормативному
правовому акту, законности принятия
оспариваемого решения, совершения
оспариваемых действий (бездействия),
наличия у органа или лица надлежащих
полномочий на принятие оспариваемого
акта, решения, совершение оспариваемых
действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием
для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий
(бездействия), возлагается на орган или
лицо, которые приняли акт, решение или
совершили действия (бездействие).
6.
В случае непредставления органом или
лицом, которые приняли оспариваемый
акт, решение или совершили оспариваемые
действия (бездействие), доказательств,
необходимых для рассмотрения дела и
принятия решения, арбитражный суд может
истребовать их по своей инициативе.
Статья
201. Решение арбитражного суда по делу
об оспаривании ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц
1. Решение по делу
об оспаривании ненормативных правовых
актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц принимается арбитражным
судом по правилам, установленным в главе
20 настоящего Кодекса.
2. Арбитражный
суд, установив, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и
действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц не
соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают
права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного
правового акта недействительным, решений
и действий (бездействия) незаконными.
3.
В случае, если арбитражный суд установит,
что оспариваемый ненормативный правовой
акт, решения и действия (бездействие)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту
и не нарушают права и законные интересы
заявителя, суд принимает решение об
отказе в удовлетворении заявленного
требования.
4. В резолютивной части
решения по делу об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц должны содержаться:
1)
наименование органа или лица, принявших
оспариваемый акт, решение; название,
номер, дата принятия оспариваемого
акта, решения;
2) название закона или
иного нормативного правового акта, на
соответствие которому проверены
оспариваемый акт, решение;
3) указание
на признание оспариваемого акта
недействительным или решения незаконным
полностью или в части и обязанность
устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов заявителя либо на
отказ в удовлетворении требования
заявителя полностью или в части.
5.
В резолютивной части решения по делу
об оспаривании действий (бездействия)
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, об отказе в совершении
действий, в принятии решений должны
содержаться:
1) наименование органа
или лица, совершивших оспариваемые
действия (бездействие) и отказавших в
совершении действий, принятии решений;
сведения о действиях (бездействии),
решениях;
2) название закона или
иного нормативного правового акта, на
соответствие которым проверены
оспариваемые действия (бездействие),
решения;
3) указание на признание
оспариваемых действий (бездействия)
незаконными и обязанность соответствующих
государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц совершить определенные
действия, принять решения или иным
образом устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов заявителя в
установленный судом срок либо на отказ
в удовлетворении требования заявителя
полностью или в части.
6. В резолютивной
части решения арбитражный суд может
указать на необходимость сообщения
суду соответствующими органом или лицом
об исполнении решения суда.
7. Решения
арбитражного суда по делам об оспаривании
ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц подлежат
немедленному исполнению, если иные
сроки не установлены в решении суда.
8.
Со дня принятия решения арбитражного
суда о признании недействительным
ненормативного правового акта полностью
или в части указанный акт или отдельные
его положения не подлежат применению.
9.
Копия решения арбитражного суда
направляется в пятидневный срок со дня
его принятия заявителю, в государственный
орган, в орган местного самоуправления,
в иные органы, должностным лицам, которые
приняли оспариваемый акт, решение или
совершили оспариваемые действия
(бездействие). Суд может также направить
копию решения в вышестоящий в порядке
подчиненности орган или вышестоящему
в порядке подчиненности лицу, прокурору,
другим заинтересованным лицам.
|